Игра по правилам: как организовать конкурс в соцсети и не получить штраф
Хотите разыграть среди подписчиков свой товар или подарки? Провести онлайн-лотерею? Отличные идеи! Но чтобы потом не было мучительно больно, не поленитесь разобраться в законах, потому что за нарушение можно легко схлопотать штраф. Рассказываем,
как всё организовать таким образом, чтобы никто не придрался и все получили свои призы.
Сейчас будет про законы — немного скучно, но очень важно
Итак. Проведение публичного конкурса регулирует глава 57 Гражданского кодекса. Организатором может быть кто угодно, разрешения
не нужны.
Цель конкурса должна быть общественно полезной, и эту пользу необходимо указать в правилах. Закон широко трактует критерий полезности, поэтому прописать можно практически всё, кроме получения прямой финансовой выгоды организатором. Например, «реализация творческого потенциала участников».

Если в конкурсе участвует только один человек, его результат не засчитывают, а сам конкурс признают несостоявшимся.
Правила публичного обещания награды регулирует глава 56 Гражданского кодекса. По закону тот, кто объявил о награде за совершение определённого действия, обязан выплатить её любому, кто это действие совершил. А если действие осуществили несколько человек, право на награду получает тот, кто был первым. Отменить обещание награды можно, если ни один из участников не успел выполнить указанное действие.
У соцсетей есть свои требования, за нарушения жестко банят
У каждой соцсети есть свои правила, иногда очень неожиданные. Поэтому перед тем, как организовать конкурс, ознакомьтесь с ними. Некоторые соцсети блокируют пост, если более 20 % картинки занимает текст. Забанить могут, если вы призываете участников делиться сообщением о конкурсе у себя на страничке и ставите условием конкурса отметку друзей в публикации.
Розыгрыши с репостами, где победителя определяют по числу реакций на конкурсный пост на его странице, тоже могут быть запрещены. То есть нельзя ставить условием сбор лайков не на странице конкурса. Также количество лайков не может быть условием непосредственно для участия в конкурсе или для увеличения количества призов. Например, «вы принимаетесь к участию в конкурсе после того, как ваша публикация соберёт 1 000 лайков». Или «мы разыграем не одну кофеварку, а две, если число лайков превысит 2 000».

Каждая соцсеть требует размещать правила конкурса в открытом доступе. Ссылку на них можно поставить в шапке профиля или сразу
в конкурсном посте.
Что писать в правилах — по пунктам
Во-первых, обязательно напишите, что социальная сеть не несёт ответственности за конкурс и не причастна к его проведению. Максимально подробно опишите все детали и разместите их в открытом доступе для всех желающих, как того требует закон.
Вот что важно прописать:
Учтите требования соцсетей
У каждой соцсети свои правила. Например, Facebook может заблокировать пост, если более 20% картинки занимает текст. Также нельзя призывать участников делиться сообщением о конкурсе у себя на страничке и ставить условием конкурса отметку в публикации друзей.
В Instagram нельзя отмечать конкурсный пост хештегами, которые не относятся к изображению на фото. Так, бренд косметики не может призывать пользователей репостить запись о конкурсе с хештегом #макияж, а вот использовать хештег #макияж_бренд уже можно. В правилах конкурса нужно прописать, что он не одобрен Instagram, а значит, организатор сам несёт ответственность за его проведение.
«ВКонтакте» запрещает розыгрыши с репостами, где победителя определяют по числу реакций на конкурсный пост на его странице, то есть нельзя ставить условием сбор лайков не на странице конкурса. Также нельзя задавать рамки для старта конкурса или увеличения приза. Например, когда соревнование начинается после того, как публикация соберёт 1000 лайков. Или «мы разыграем не одну кофеварку, а две, если число лайков превысит 2000».
В «Одноклассниках» нельзя проводить розыгрыши, где единственное или одно из условий — пригласить в группу новых участников.
Каждая соцсеть требует размещать правила конкурса в открытом доступе. Ссылку на них можно разместить в шапке профиля или сразу прописать в конкурсном посте.